Правозащитный центр «РОД»

Мы защищаем русских!

XVI миссия РОД: Стаханов, жертвы обстрелов

Здравствуй, Луганщина или пост встречи

Сразу за КПП «Изварино», едва только переехав пограничный шлагбаум, сразу ощущаешь, что попал на территорию непризнанных республик. Буквально пятой точкой. Автобус трясется в лихорадке и гремит всеми частями, едем как по стиральной доске.

Трасса Изварино-Луганск является основной транспортной артерией Луганской республики. Ведь аэропорт Луганска закрыт, железнодорожное сообщение с Россией не функционирует и поэтому весь поток людей и грузов идет в республику автомобильным транспортом. Дорогу в 2015 году подлатали, заделали пробоины и воронки от снарядов, но за год интенсивной эксплуатации асфальт сдал. Вся дорога покрыта трещинами. Что ж, вот первое наглядное подтверждение рассказов о том, что запустить промышленность республики так толком и не удается из-за непонятного статуса региона. А нет работающих производств — нет налогов. На помощь из России всех проблем не решишь.

Однако сразу бросается в глаза и другое — активный труд крестьян Луганщины. Начало зимы на юге, в Новороссии это четыре цвета — желтый, коричневый, серый и черный. И среди этой цветовой гаммы то и дело видны большие поля яркой зелени. Озимые поднялись дружно и радуют глаз. Рядом с ними черные поля распаханной земли под яровые и подсолнечник. Видно, что обеспечению продовольственной безопасности в республике уделяют большое внимание. Автобусное сообщение между городами Луганской республики было налажено еще в 2015 году и поэтому я без проблем и промедления пересаживаюсь с московского экспресса на маршрутку Луганск-Стаханов.

Стаханов — это уже прифронтовая зона. Да, прифронтовая. Вопреки нашей пропаганде и цензуре вот уже несколько месяцев сюда прилетают крупнокалиберные снаряды и РСы. Вот и 4 дня назад, 8 ноября, по городу били из крупнокалиберных 152-мм артустановок.

Меня везут на место попадания снаряда в жилой дом. Пожилая пара пенсионеров. Дом хороший, так как большая и дружная семья выстроила этот 2-х этажный дом как семейное гнездо перед самой войной. И вот прилетело. Чудом снаряд отрикошетил от балки перекрытия и разорвался снаружи здания. Снесена крыша, изрешечены стены. Мне показывают осколки, которые выковыривают из стен. Администрация Стаханова помогла семье со стройматериалами, но ремонтируют кровлю зятья, племянники, брат хозяина. Торопятся успеть до дождей, которые обещают в субботу. Кроют совсем нецензурными словами миссию ОБСЕ.

Вообще, сейчас обсешников здесь ненавидят лютой ненавистью. С гордостью мне рассказывали, как на прошлой неделе жители соседней Брянки бросились линчевать наблюдателей ОБСЕ, и лишь защита солдат и офицеров ВСН спасла им жизнь. Ненависть во многом основана на убеждении что миссия ОБСЕ занимается проукраинским шпионажем и скрывает факты украинских обстрелов.

Впрочем, на почве сокрытия фактов большие претензии у людей и к руководству республик. Говорят, что для того, чтобы создать картинку счастливых Минских соглашений и мира в Новороссии потери гражданских людей от артналетов занижаются раза в 2. Необычный слух курсирует последние дни по Стаханову — якобы в районе соседнего поселка Калиновка уже 5 суток идут тяжелые бои с украинцами. Рассказывают о массированных атаках бронетехники под прикрытием артиллерии и минометов. Информации нет и ни опровергнуть, ни подтвердить этот слух никто не может, я естественно тоже.

Да, людям тяжело. 2 года в подвешенном состоянии никому оптимизма не прибавят. Однако, как я заметил, желание жителей Луганской республики вернуться в Россию никуда не делось. Нам остается только работать над тем, чтобы это желание претворилось в жизнь.

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/10622829_1833693806866484_3741072891541120006_n.jpg?oh=fdda176b347a617bb2d1595bdfec67d5&oe=58894E1C

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/15032082_1833694616866403_258071504217272084_n.jpg?oh=a52a92c0bd6672417514313d2d66f052&oe=58C8DC2F

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/15032666_1833694890199709_5039698808156924460_n.jpg?oh=9526002dfbba4d3d03fa3e5696586c51&oe=58D26444

***

Все старожилы Стаханова описывают тактику артобстрелов города одинаково. В 22.00 начало канонады редкими одиночными снарядами. Затем все более многочисленными и частыми залпами обстрел ведется до 24 часов. Затем перерыв до 3 утра и короткие налеты в течение часа. Сегодня прилеты начались в 20.49. Пишу посты, а за окном изредка раздается бамммм прилетов. Ну, здравствуй Украина, поздоровались уже. Может часок теперь можно и не палить? А?

 

Жертвы артобстрелов

Северо-западный угол Луганской народной республики представляет собой агломерацию переходящих друг в друга шахтерско-промышленных городов : Алчевск, Брянка, Стаханов, Первомайск, Ирмино. Здесь приезжему трудно понять, где кончается один город и начинается другой. Зачастую их путают и местные жители. Вот поэтому меня повезли «на окраину Стаханова, где недавно снаряд в дом угодил.» Как оказалось, драма со счастливым концом разыгралась в городе Ирмино, на улице Совхозной, 101а. 8 ноября, вечером, в районе 21 часа украинская артиллерия вогнала в этот дом 152-мм фугас.

Это не было случайностью. Этот район уже обстреливали неделю назад, 1 ноября. Тогда серия из 4 снарядов упала нам пустырь между двумя рядами домов, в 100 метрах от строения. Но в тот раз хозяева — пожилая семейная пара пенсионеров Кононенко отделалась легким испугом. Осколки лишь слегка причесали крышу, да один угодил прямо в центр пластикового окна в спальне.

8 ноября супруги досмотрели программу «Время» российского ТВ и уже собирались подниматься на 2 этаж, в спальню. Буммм. Буммм. Третьего, своего снаряда они уже не услышали. Рев разрыва пополам с грохотом рушашихся кирпичей и досок оглушил их. Спасло людей только то, что двухэтажный дом был выстроен из кирпича и металла на совесть, на века, как большое семейное гнездо. Снаряд отрикошетил от главной балки перекрытия из ж/дорожных рельс и разорвался уже снаружи дома. Если б он пошел по своей траектории на 1 этаж и рванул в доме, не говорили бы со мной старые хозяева. Но и так снаряд смел начисто половину крыши и треть стен второго этажа.

Естественно, пенсионерам, с пенсиями по 2 тысячи рублей потянуть восстановление дома невозможно. Ранее им помогало то, что они как и многие старики Новороссии получали еще и украинскую пенсию. Но с лета этого года президент Украины Порошенко запретил эту практику.

Но на следующий день поврежденный дом осмотрел мэр Ирмино и по его распоряжению Кононенко были выделены стройматериалы. Ну а работы по разборке завалов и ремонту крыши выполняет своими руками родня хозяев. Когда я попросился осмотреть дом, на кровле хлопотали два племянника, зять и брат хозяина. Они любезно показали мне с десяток осколков, вынутых из стен. Неловко обмолвившись о том, что некоторые люди в России думают, что здесь наступил мир я выслушал 15 минутную страстную речь с предложением поселить так думающих здесь, сроком этак на недельку.

Блуждая среди покореженных балок и стропил я воочию увидел, что я в краю металлургов и шахтеров. Вся несущая стропильная система крыши была сварена из металлических рельс, швеллеров и уголков. Для меня, строителя Центральной России, привыкшего к тому что дома такие вещи делаются из дерева это было удивительное зрелище. Однако, должен признать, что этот факт спас дом. Будь стропила крыши из дерева — заполыхал бы домик синим пламенем и снимал бы я одни головешки. А так, хоть и сильно поврежденный, дом можно было восстановить. Чего я и пожелал гостеприимным хозяевам, которые все время обследования здания все рвались напоить меня чаем с пирожками. Надеюсь, когда снова загляну сюда в среду, дом уже будем накрыт временной крышей из рубероида. Вот такая, обычная для этого района Луганщины, история.

***

Вечерело, темнота из под низких туч быстро опускалась на Стаханов, когда мы подъехали на улицу Мариупольскую, лежащую на северо-западной окраине города. Это район частного сектора. Длинные ряды домов-пятистенок вытянулись вдоль немощеных грунтовых улиц. Сюда прилетело ночью 8 октября, около 23 часов. Крупнокалиберный снаряд разорвался на огороде нежилого дома. Из-за покосившегося забора была хорошо видна черная воронка и выброс земли среди желто-коричневого бурьяна. Пристрой-тамбур из шлакобетонных блоков превратился в груду шлака. Стены дома зияли сквозными пробоинами. Хорошо, что хозяева бежали отсюда еще в 2014 году. Иначе, при разрыве в 20 метрах от стен их жилья, шансы выжить у них были бы равны нулю.

Но вот дома напротив были обитаемы. Из калитки дома №46 вышел старик- хозяин. Квашенко Леонид Иванович, пенсионер, родился в 50-х годах. Он и рассказал нам подробности обстрела. В его доме, что стоит метрах в 90 от воронки, осколки и взрывная волна начисто вышибли все окна. Побит шифер на крыше. Осколок прошил насквозь входную металлическую дверь и теперь на ней красуется заплата из липкой ленты. Здесь с ремонтом туго. Рабочие-ремонтники просто затянули оконные проемы двойным полиэтиленом. И все. Именно с таким остеклением Леониду Ивановичу придется зимовать.

Тоскливое чувство неловкости не отпускало меня все время разговора. Здесь оно частый спутник волонтера-гуманитарщика. Бед и напастей видишь столько, что руки опускаются. На тебя смотрят с надеждой, но очень часто помочь ты не в силах. И все время разговора над нами сияли золотом купола маленькой церкви. Она стоит прямо в начале улицы Мариупольской. Я поглядывал на храм и все не мог отделаться от мысли, что именно хорошо видимые издалека купола церкви и были точкой наводки для украинских артиллеристов. Ничего не поделаешь — война.

Дмитрий Панин, волонтер РОД

Источник

Опубликовал автор
Ваши избранные записи icon-angle-right

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *