Правозащитный центр «РОД»

Мы защищаем русских!

Вопрос о ввозе «сирийских соотечественников» решит «позвоночное право» и воля Кремля — лоббисты репатриации черкесов

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков заявили об угрозе проникновения в Россию под видом беженцев боевиков Исламского государства. Таким образом они 10 сентября прокомментировали обращение к президенту России с просьбой разместить беженцев из Сирии на Кавказе.

Обращение было подготовлено президентским Советом по правам человека, его инициатор — Максим Шевченко. Как пояснил Шевченко, беженцы сталкиваются с проблемами при попытках переселения, в том числе из-за нехватки квот. Ранее проживающие в Сирии черкесы неоднократно обращались к властям и общественности России с призывом о помощи. По мнению Шевченко, сирийские черкесы должны быть размещены в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае.

«Это народ Кавказа, но многие были вынуждены уехать в конце XIX века из-за Кавказской войны. Это наши соотечественники, коренной народ Краснодарского края, Адыгеи. Если бы Россия официально признала их право на переселение, она бы закрыла страшные страницы Кавказской войны», сказано в обращении.

Шевченко пояснил, что сейчас правоохранительные органы видят в беженцах потенциальную угрозу, «хотя у этого народа высокий уровень гражданско-социальной ответственности». Таким образом нужна «политическая воля», личное решение президента страны.

Однако особого энтузиазма идея переселить черкесов в Россию у наших сограждан не вызвала. Проведенные в Майкопе и Нальчике акции в поддержку переселения остались незамеченными, а петиция с просьбой открыть границу для черкесов, опубликованная на Change.org, набрала всего лишь 1213 подписей. Действительно, угроза приезда под видом беженцев боевиков, слишком высока.

Но, как считают лоббисты ввоза черкесов, заявления властей об угрозе проникновения боевиков ИГ являются беспочвенными.

-Ситуация с черкесами в Сирии требует участия общества и государственной реакции. Общественные деятели России уже начали говорить о данной проблеме. Но мы видим, что после заявлений Максима Шевченко появилась точка зрения, что решение проблемы репатриантов может представлять угрозу для российской государственности, — заявил руководитель организации «Адыгэ Хасэ» в Адыгее Адам Богус.

-Могут ли быть среди черкесов какие-то экстремисты, которые могут дестабилизировать ситуацию в России? Конечно, нет — не сомневается Богус. Тем не менее он признал, что черкесы воюют в рядах так называемой «умеренной оппозиции», в числе исламистов, враждующих как с сирийским правительством, так и с ИГИЛ. Не удивительно, что в результате «противодействие по вопросу о возвращении репатриантов оказывается на уровне федерального центра», на это противодействие пожаловался адыгский активист.

По его мнению, федеральный центр «боится усиления черкесского этнического фактора» и «исламского конфессионального фактора на Кавказе». Он сослался на «Великую Черкесию», проект черкесских националистов, но далее заявил, что и эти опасения беспочвенны. Черкесы якобы очень далеки от такого рода проектов.

В свою очередь Шевченко ждет, когда о «сирийских соотечественниках» выскажутся «влиятельные люди в адыгском мире» и дело решит «позвоночное право».

-Должны прозвучать голоса влиятельных людей в адыгском мире. Это очень влиятельные люди, почему они молчат? Чего они боятся? Или они не хотят брать на себя ответственность?, — заявил Шевченко. — У нас есть сенаторы и миллиардеры. Есть депутаты, главы регионов. Если каждый из них даст по миллиону рублей, то вопрос с репатриацией будет решен. В России живут и много богатых адыгов, которые имеют достаточно широкие связи в российском истеблишменте. Они могут решить многие вопросы после нескольких звонков, но ничего не делают.

Ну а госорганы должны интересоваться не проникновением в Россию исламистов, а «реальным фактам оттока боевиков в Сирию из числа представителей госструктур». Действительно, на джихад в Сирию уехал один сотрудник Центра по противодействию экстремизму. Это случай Абу Баната, бывшего сотрудника ЦПЭ при МВД из дагестанского села Хаджалмахи. 26 июня 2013 года на сервисе YouTube было опубликовано видео под названием «Казнь священника в Сирии». На видео зафиксировано убийство, совершенное Абу Банатом. Также известно, что Абу Банат в апреле казнил двух сирийских митрополитов, а потом сбежал из Сирии из-за «угрозы шариатского наказания». Впрочем, большое число таких фактов, которые говорили бы о тенденции, неизвестно.

-У нас имеются силы госбезопасности, которые обязаны заниматься тем, чтобы в страну не проникали враждебные элементы. Опасения федеральных властей — не основание для того, чтобы противодействовать приему беженцев. Цивилизованные страны на этих основаниях не отказывают в приеме беженцев, и мы не должны, — считает член-корреспондент Российской академии наук, кавказовед Сергей Арутюнов.

Какие меры должны приниматься кроме очевидной и основной — закрытия границ для исламских экстремистов — он не пояснил.

Более того, как предположил Арутюнов, террористическая деятельность в Сирии «в ответ на действия российских войск будет усиливаться». Но все равно «мы обязаны принять беженцев, потомков мухаджиров. Иначе, мы нарушаем наши моральные обязанности».

В начале октября Сергей Арутюнов призвал федеральные власти оказать помощь проживающим в Сирии «соотечественникам» и не чинить препятствий желающим вернуться на «историческую родину». Местные власти обязаны предоставить прибывшим жилье, а также помочь с поиском работы.

Специалист по Кавказу организации Jamestown Foundation Валерий Дзуцев предположил, что в Кремле боятся потери управляемости адыгских республик после притока беженцев — они станут более зависимы от влиятельной адыгской диаспоры. Но Дзуцев назвал такую точку зрения «иррациональной».

Власти считают, что идею репатриации соотечественников из Сирии не позволяет реализовать возможное нарушение этнического баланса, сложившегося в последнее время, посчитал председатель общественной организации «Кабардинский конгресс» Аслан Бешто. Однако, по его словам, черкесы Сирии «являются представителями полиэтничной и поликонфессиональной среды, у которых за долгие годы сформировался опыт добрососедских взаимоотношений с представителями разных народов и культур».

В целом, власть отказывает «соотечественникам» в приеме «совершенно напрасно», заявил Максим Шевченко. «Современная Россия не имеет никакого отношения к преступлениям генералов Григория Засса или Алексея Ермолова. Но сейчас сирийские черкесы считают Россию, Кавказ своей родиной. И Россия могла бы дать возможность репатриироваться тем черкесам, которые бы хотели вернуться на родину». По его словам, вопрос о репатриации черкесов «остается в повестке Совета по правам человека».

Отметим, что программа репатриации «сирийских соотечественников» действует с 2012 года.

Опубликовал автор
Ваши избранные записи icon-angle-right

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Поддержите нас!