Правозащитный центр «РОД»

Мы защищаем русских!

Обнинск: во что превращают город-сад

Проблема действительно серьезная: что делается с городом? Городом, который на самом деле был одним из лучших в Советском Союзе. С хорошим жильем, продуманной планировкой улиц и качественной инфраструктурой.

Например, так называемая реконструкция улиц Комсомольской и Парковой. В рамках этого проекта снесли уже два двухэтажных дома – и построили три двенадцатиэтажных. Местные жители пытались протестовать против такой застройки, против явно, мягко говоря, неумного и недальновидного перевода узкой полосы Старого Города из зоны средней этажности (5-9 этажей) в зону высокоэтажной застройки. Но на данный момент стоят три высотных здания, проблема парковки, разумеется, также в полный рост (обещанную в ходе реконструкции парковку строить даже еще не начинали), и уже строят новый «глухой» дом – пока, правда, стыдливо в паспорте объекта не указывают, прикрываются, что, мол, «ведем демонтаж зданий».


Улица Комсомольская в Обнинске. На этом месте планируют возвести «глухой» 14-этажный дом.

На сайте городской администрации по загадочным причинам можно скачать генплан города только в маленьком разрешении (http://www.obninsk.ru/obninsk/arch/plan/genplan), но даже там при желании можно разглядеть узкую полоску «зоны многоэтажной застройки», внедренную в малоэтажный Старый Город.

Вот новые кварталы семнадцатиэтажек, вот с радостью сообщают о проекте 120-метровой башни в 43 этажа — будет, мол, у города изюминка.

Мы еще помним город другим.

По сути, Обнинск был идеальным городом-садом – комфортным поселением с инфраструктурой, где всё рядом, от поликлиники до работы и от школы до речки с пляжем. Наш город по своему территориальному планированию был одним из лучших городов Советского Союза – с продуманной системой улиц, микрорайонов и внутриквартальных проездов. А все жилье выдерживало некоторый стандарт качества – дешевых панелек, разваливающихся через 10 лет после постройки, в нашем городе не было.

А что сегодня? То, что предлагают нам сейчас, убивает наш город.

Но ведь это – прогресс? Его не остановить?

Это не развитие, это порча города. Не прогресс, а примитивизация.

То, что урбанисты характеризуют как латиноамериканский санитарный стандарт. Колониальная практика.

Так и отвечайте всем, кто скажет вам о прекрасных новых стандартах жизни в высотной застройке.

Многоэтажки выгодны только тем, кто решил по-быстрому «срубить» денег и обеспечить себе и внукам вид на жительство в местах более симпатичных, где этажность застройки очень строго регулируется законодательством. По странному стечению обстоятельств эти симпатичные места, как правило, совпадают с границами стран Шенгенского соглашения, где от подобного строительства отказались еще 30 лет назад.

Поэтому когда вы слышите рекламу очередного многоэтажного комплекса под лозунгами вроде «Европейский стандарт. Русский размах» – не верьте. Врут.

Нам предлагают многоэтажную застройку вполне определенного типа. Так строят сегодня только в Китае, Турции и Латинской Америке. В Европе же, наоборот, исправляют архитектурные ошибки 60-70-х годов.

Еще в 1979 году американский математик и теоретик архитектуры Кристофер Александер опубликовал свою знаменитую книгу «The Pattern Language», в которой математически и социологически доказал вредность многоэтажек как шаблона градостроительства.

Высотная застройка, помимо того, что заслоняет свет, отрезает от потоков свежего воздуха и паразитирует на окружающей инфраструктуре, плоха еще и тем, что в ней не образуется горизонтальных связей. Такая застройка подавляет, в ней не формируется соседское комьюнити – базовая после семьи единица связанности общества, основа контракта общественного доверия и взаимопомощи.

Исследования европейских урбанистов четко показывают: если жилье выше четырех этажей, мать боится выпускать ребенка во двор.

Давно посчитано: многоэтажка с собственной инфраструктурой (зелень, гаражи, детские площадки) не намного дешевле малоэтажной застройки. Если соблюдать все нормативы, то на одном и том же участке земли можно построить по итоговому метражу одинаковое количество как 25-этажного, так и семиэтажного жилья.

Кстати о нормах парковок. Например, в Германии количество парковочных мест должно составлять 1,2 от количества квартир. То есть на один среднестатистический современный многоэтажный дом – 100 квартир – застройщик должен предусмотреть 120 парковочных мест. Хочется спросить: многие ли из новых строительных проектов выдерживают эту норму? Вот новый микрорайон Зайцево из пяти многоэтажных «свечек» в конце 51-го квартала. Предусмотрено там 600 парковочных мест? Что-то я их пока не увидела. Значит, когда дома окончательно заселят, будут парковаться вдоль проспекта Ленина в два ряда (а где еще?), создавая дополнительное напряжение на одной из двух главных транспортных артерий города.

И не очень понятно, чем объяснить такое низкое качество территориально-пространственного планирования. То ли компетенции недостает, то ли с ней все в порядке, но решаются несколько иные задачи, связанные с получением максимальной выгоды заинтересованными лицами за счет горожан, на которых рано или поздно лягут все издержки подобных недочетов.

Еще один вопрос неизбежно возникает у старожилов города: кто будет строить все эти дома (и что будет с этими рабочими потом, когда они, например, в результате кризиса внезапно окажутся без работы) и кто будет в них жить? Что станет с преступностью? С безопасностью наших детей?

Другой серьезнейший вопрос – пожарная безопасность. Механические лестницы для спасения людей, имеющиеся в гарнизонах пожарной охраны, позволяют дотянуться до девятого, максимум до двенадцатого этажа – это, кстати, одна из больших проблем пожарной безопасности высотных зданий. Автоматические системы пожаротушения – это, конечно, хорошо. Но есть ли стопроцентная гарантия, что они сработают при форс-мажоре? По данным статистики, на одном пожаре в здании высотой 25 этажей погибает в 3-4 раза больше людей, чем в пяти-девятиэтажном доме.

А проблемы местной поликлиники? Нехватка врачей-специалистов, нехватка участковых терапевтов, сложности с вызовом детского педиатра, новые районы, куда не выезжает скорая помощь, «талончики на кровь», которые даются в апреле на июнь, травматолог, к которому сидеть в среднем три часа в очереди?

Девелоперы, рекламируя Обнинск, упирают на «тихий зеленый город с инфраструктурой и без пробок» – то есть ровно на все то, что уничтожается в процессе застройки. Несложно спрогнозировать, что после ввода в эксплуатацию всех амбициозных проектов напротив Дома ученых две транспортные артерии – проспекты Маркса и Ленина – встанут намертво. Там уже не проехать в «час пик». Количество зеленых насаждений в городе пока превышает средний норматив на человека – но это опять же из серии «не ваша привилегия, а наша недоработка».

Оптимальным решением было бы ограничить высотность застройки до комфортных 5-9, максимум 12 этажей. Причем предпочтение отдавать не микрорайонному, а квартальному планированию. Это наилучшим образом сказалось бы на «самочувствии» и города, и населения.

Мы, жители города, в первую очередь старой его части, еще помним, что можно по-другому. Что город – это не место для складирования населения с вечными пробками и перегруженной инфраструктурой.

Наталья Андросенко,
политолог, шеф-редактор сайта «Русский обозреватель»

Опубликовал автор
Ваши избранные записи icon-angle-right

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Поддержите нас!